^Наверх
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Официальное название – Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-экологический центр»

Место нахождения учреждения: Российская Федерация, индекс 301650, Тульская область,
г. Новомосковск, ул. Лешенская, д. 9.

Режим работы: понедельник – воскресенье
(7 дней), с 08-00 до 21-00 час.




Творческая реабилитация детей

Творческая реабилитация учащихся с ограниченными возможностями здоровья

 

Л.А. Козлова,

заместитель директора

МКОУ ДО "ДОЭЦ"

 

Творческая реабилитация – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. 
Первоначально творческая реабилитация возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности. 
Основная цель творческой реабилитации состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. По мнению Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я". 
Важнейшей техникой взаимодействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия. 
С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего "Я". Создаваемые ребенком продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими. 
В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения. 
Творческая реабилитация может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода творческой реабилитации. 
Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта. 
Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие "аффекта от мучительного к приносящему наслаждение". 
В психотерапевтическом контексте можно сказать, что занятия изобразительным искусством носят спонтанный характер – в отличие от тщательно организованной деятельности по обучению детей с ограниченными возможностями рукоделию или рисованию. При проведении арттерапии важен творческий акт как таковой, а также особенности внутреннего мира творца, которые выявляются в результате осуществления этого акта. Педагог поощряет ребенка выражать свои внутренние переживания как можно более произвольно и спонтанно и совершенно не беспокоиться о художественных достоинствах своих работ. 
Обзор литературы по арттерапии свидетельствует о том, что это сборное понятие, включающее множество разнообразных форм и методов. 

В зарубежной психотерапии выделяют 4 основных направления в применении творческой реабилитации:

1.Использование для лечения уже существующего произведения искусства путем их анализа и интерпретации ребенка (пассивная арттерапия).

2.Побуждение детей к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор (активная арттерапия).

3.Одновременное использование первого и второго принципов.

4.Акцентирование роли самого педагога, его взаимоотношения с ребенком-инвалидом в процессе обучения его творчеству, классификация, приводимая в книге Хайкина "Художественное творчество глазами врача", включает в себя роль эстетического компонента и представления о лечебной направленности фактора и уровня адаптации, на которой это действие проявляется;

 

Социально-личностный уровень адаптации: в основе адаптирующегося действия лежит неосознаваемая созидательная гармонизация, интегрирующая сила, некоего эстетического и творческого начала, заложенного в искусстве.

 

Личностно-ассоциативный уровень адаптации: облегчение и компенсация достигаются за счет не столько эстетического действия, сколько вследствие снижения напряжения.

 

Ассоциативно-коммуникативный уровень адаптации: коррекционное действие арттерапии достигается подключением интеллектуальных операций (проекция, обсуждение и осознание конфликта), облегчением психотерапевтических контактов и доступа педагога к психопатологическим переживаниям, не требующим эстетического компонента, ибо результат достигается даже при простейшем проективном изображении проблем

 

Социально-коммуникативный уровень адаптации: в качестве адаптирования используются прикладные возможности творчества, арттерапия рассматривается упрощенно, как один из видов занятости, вариант организации и время провождения, принципиально не отличающегося от других аналогичных методов.

 

Физиологический уровень адаптации: учитывается физическое, физиологическое и координационно-кинетическое влияние пластического изображения, творчества на организм и психику. 

Каждый из элементов классификации допускает использование искусства и в экспрессивном творческом варианте, когда творят сами больные дети, и в импрессивном, когда используется восприятие уже готового произведения изобразительного творчества. 


Творчество-это одно из средств, преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом, формирующимся у человека, поведением которого управляет стремление к реализации личности. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов. Основной источник человеческой деятельности лежит в непрерывном стремлении к самоактуализации и самовыражению, которое имеется, однако, только у здоровых людей. У невротиков эта потребность нарушена, и искусство может быть способом ее восстановления. Говоря о способах, ведущих к самоактуализации, Маслоу указывает на мгновение высшего переживания красоты и экстаза. Задача педагога - помочь детям ощутить эти мгновения, создать условия для их возникновения, научить ребенка высвобождать подавленное, познавать собственное Я. Сдерживание творческих сил является причиной неврозов, и поэтому, смысл в ее высвобождении, стимуляция творчества может служить и психопрофилактическим средством.

Широко распространены взгляды на творческую реабилитацию как на особую форму реагирования и сублимации. 
Художественная сублимация возникает тогда, когда инстинктивный импульс человека заменяется визуальным художественно-образным представлением. Творчество рассматривается как средство максимального самовыражения, позволяющее больным детям проявлять себя ярче, чем в письме или речи, а педагогу обеспечивает прямой доступ к бессознательному. 
Некоторые исследователи считают рисование средством снятия напряжения, за счет возврата к примитивным формам функционирования и удовлетворения бессознательных желаний. Осуществляется это путем сознательной творческой деятельности и происходит в процессе ее сублимации через выражение в символическом виде внутренних конфликтов и неосознанных стремлений. Произведение способствует вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознание и переживание сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для тех, кто не может "выговориться", выразить свои фантазии в творчестве легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в пластилине, глине, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. В процессе работы ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате арттерапии педагог правильнее и реальнее оценивает нарушения у больного ребенка. Рисование, как и сновидение, снимает барьер «эго-цензуры», затрудняющий словесное выражение конфликтных бессознательных элементов. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой для ребенка и необычной для всех остальных форме.

Физическое и физиологическое влияние творческой реабилитации заключается в том, что творчество способствует улучшению координации, восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Нельзя недооценивать также непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы. В своих работах Де Фере открыл зависимость скорости кровообращения и силы мускульных сокращений от цвета и освещения. Например, в странах, каллиграфического письма (Китай, Япония) с давних времен для лечения нервных потрясений применяется рисование иероглифов. В настоящее время выяснилось, что при этом человек полностью расслабляется и заметно снижается частота его пульса. 

Цели творческой реабилитации:

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, поделками является безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение.
2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от "цензуры" сознания.
3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и человек не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о больном ребенке, который может помогать в интерпретации своих произведений.
4. Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
5. Наладить отношения между педагогом и ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.
7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом социальной реабилитации является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

На занятиях по программам «Цветик-семицветик» и «Аленький цветочек" более целенаправленно осуществляется развитие восприятия детей, в процессе которого они выделяют основные свойства предметов. У детей острее проявляется наблюдательность, формируются сенсорные способности: глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство цвета, чувство ритма, необходимых для развития художественно-творческих способностей.

Во время занятий следует опираться и последовательно реализовывать следующие психолого-педагогические и методические принципы:

-        учет возрастных особенностей (контроль за изменением побуждающих мотивов);

-        направленность обучения на раскрытие потенциальных возможностей ребенка (применяя конкретный принцип, выбираю и соответствующий метод);

-        принцип эмоционально положительного настроя на занятия;

-        принцип непрерывного расширения общекультурного кругозора, укрепление познавательных интересов ребенка;

-        принцип актуальности и непрерывной поддержки самостоятельных инициатив ребенка («Сам придумал - самостоятельно сделал»).

Опора на перечисленные принципы позволяет эффективно вести обучение и достигать хорошего результата обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, которые имеют самый различный уровень предрасположенности к творческому освоению.

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и только в конце учебного года - коллективного творчества. Теоретическая часть дается в форме беседы с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Общие методические пояснения

Творческое отношение педагога к работе имеет принципиальное значение. Эстетические потребности детей сознательно развиваются педагогом на каждом занятии.

Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения, фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов, элементов и т.п. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.

На занятиях с больными детьми решаются следующие основные задачи:

-        развивать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию.

-        формировать правильное восприятие формы, величины, цвета и умение     передавать их в изображении.

-        формировать правильное восприятие пространства, корригировать нарушения зрительно-пространственного восприятия.

-        формировать целостное восприятие предмета и добиваться его отражения средствами изобразительной деятельности (рисованием, лепкой, аппликацией).

-        развивать навыки конструирования.

-        воспитывать положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности.

-        развивать любознательность, воображение.

-        расширять запас знаний и представлений.

Copyright © 2014 Новомосковский ДОЭЦ